Многие думают, что русский киберспорт будет намного быстрее развиваться,
если построить у нас такой же игровой центр, как в Киеве. В России
часто бывает, что бизнес строится по принципу «услышал от пары людей
нормальную идею, под пиво прикинул, что это клево, вложил денег, ну а
потом надо изобретать, как их вернуть». Я немного удивлён, как по этому
принципу еще никто не сделал «Арену» в Москве. К сожалению, данная схема
применяется не только в шаурмичных бизнесах, но и во многих известных
крупных проектах. Основная проблема в нашей стране — отсутствие
экспертизы, планирования и специалистов, это мешает даже оценить,
выгодно это или нет. Я думаю, что это выгодно. Правда, безумного
развития киберспорту это не даст, но будет ощутимым плюсом.
В двух статьях я постараюсь изложить концепцию и накидать бизнес-план,
то есть я проделаю ту необходимую работу, которую нужно сделать, чтобы
вообще задуматься, стоит оно того или нет.
Компьютерный клуб как отдельное направление
Это уже не бизнес потому что бессмысленно конкурировать с домашним
интернетом. А поездка на лан потренироваться не даст такого притока,
чтобы даже мыслить об оккупаемости. Ужимаясь во всем, Вы, возможно, и
добьетесь оккупаемости через какое-то время, но в этот же момент
настанет вопрос об апгрейде, и это превратится в вечный ноль, в лучшем
случае. Эпохи прибыльных клубов уже давно закончилось, и я думаю, что
самым успешным из таковых был клуб «Netland» в «Детском Мире», и то,
насколько я помню, его спонсировал Samsung.
Компьютерная арена как место общения и развлекательный комплекс
Только эта идея имеет место быть. На одной аренде компьютеров не
протянешь, а организация турниров может дать приток, но он не будет
глобальным относительно затрат. Важная и обязательная часть —
ресторанный комплекс, при этом он должен быть отделен от компьютерного
зала, чтобы туда могли зайти пообедать и обычные люди. К примеру,
человек заходит в модное место и через стекла или на больших
ЖК-мониторах наблюдает компьютерные баталии. Это будет интересно
студентам и школьникам, а в выходные дни это очень удобно для проведения
чемпионатов. Кухня должна быть разнообразна и охватывать как фастфуд,
так и классическую кухню уровня нормального ресторана в Москве. Место
для приёма пищи должно быть уютным, с продуманной звукоизоляцией, с
компьютерными залами. Оно должно быть комфортным, чтобы туда можно было
не стесняясь прийти с девушкой и спокойно пообедать или поужинать.
Месторасположение
Самая большая ошибка многих клубов — это выбор места. Арена должна
находиться в центре, и основным критерием будет наличие школ и
институтов. Именно из-за этого такие клубы, как «ClickNet» и «Rush3D»
были обречены на провал. Экономя на аренде в два раза, они потеряли на
доходной части процентов семьдесят. К слову, в лучшие времена выручка
клуба «4Game» достигала двух миллионов рублей, и я считаю, что основная
причина гибели этого клуба – отсутствие оптимизации затратной части.
Подготовка бизнес плана и совместная реклама с производителями железа
Идею не платить за компьютеры и сервера (или получить гигантскую скидку)
на данный момент реализовали клубы «Rush3D” и, насколько я понимаю,
«Арена», хотя я не уверен. Многие IT-компании будут заинтересованы в
совместной рекламной компании, потому как маркетологи не любят платить
деньги, но любят менять свою продукцию на рекламу, что очень поможет
сэкономить на компьютерах, серверах и девайсах. Нужно позаботится
заключить договор надолго, чтобы потом не париться с апгрейдом.
Оригинальность, а не ущербность
Не нужно позиционировать «Арену» как киберспортивное заведение, потому
что это сразу создает имидж не модного места с хорошей кухней и
оригинальной обстановкой, а некое развратное капище для маленьких
задротов. К сожалению, именно так воспринимают наше увлечение многие
люди взрослого поколения, гламурные мальчишки и, к сожалению многих
геймеров, девушки. Аудитория геймеров по параметру «покупательная
способность» достаточно интересна, просто многие часто пытаются оценить
ее по комментариям «агрошколы», которые вечно недовольны и активно воюют
со всем, что стоит денег. Именно геймерская аудитория создаст
изначальный приток и рекламу «из уст в уста».
Корпоративы и дни рождения
Многие западные компании любят «тим-билдинг» и прочие сборища, ведь
разве это не альтернатива боулингу, которые всем уже изрядно поднадоел. А
геймеры, если и будут праздновать дни рождения вне дома, то это место
будет оптимальным. Такие мероприятия дадут существенно больший доход,
чем организация чемпионатов.
Сцены
Оптимальнее всего было бы обустройство двух сцен. В моей концепции они
будут полезны для того, чтобы арендовать их для презентаций продуктов и
прочих акций коммерческих компаний в те дни, когда нет чемпионатов.
Элементы ночного клуба, как дополнительный вариант
А потанцевать? Не очень большая, но достаточная танцевальная площадка,
что заставит и девчонок приходить в наше заведение, иначе особой
мотивации приходить к нам не будет. А наличие девчонок будет
провоцировать геймеров покинуть свои домашние кресла.
Персонал
Еще одной распространенной ошибкой инвесторов является привлечение
директоров из сферы гейминга. Большинство клубов в Москве строили либо
бывшие системные администраторы, либо взрослые люди, которые разбираются
в киберспорте. Управлять этим всем действием должен либо опытный
ресторатор, либо человек, который уже строил развлекательные комплексы.
Да, он будет стоить дороже и на начальном этапе это будет существенно,
но его опыт оккупит многие ошибки с лихвой и в итоге принесет прибыль.
Из сферы гейминга можно просто привлечь консультантов, которые с
удовольствием все расскажут за совершенно не значительные деньги.
Круглосуточным это заведение я бы не делал, оптимальный график работы,
на мой взгляд — с девяти утра до часа ночи, что даст значительную
экономию на персонале, в отличие круглосуточной системы (если нет
танцпола и мы не добавляем элемент ночного клуба).
Компьютерные залы
Оптимальнее всего в клуб поставить около 200 компьютеров, 170 из них
сделать игровыми, что позволит проводить турниры на 32 команды и, в то
же время, останутся две запасных линейки. Из оставшихся — 20 штук
сделать для интернета, 10 штук — для бизнеса. При этом нужно разделить
игровой зал на две или три части. За местами разрешать есть и пить. Один
зал сделать для школьников, где нельзя курить и пить пиво, при этом
должны быть официанты с обслуживанием на местах. Второй зал сделать
курящим и пьющим (без крепких напитков, конечно же). Это очень важный
пункт: это добавит удобства посетителям, в этом нет сомнений, а также
курящие геймеры не будут в перерывах ломиться в ресторанную зону и
занимать столики.
Фейс-контроль и безопасность
Очень важный пункт. Во-первых, нельзя допускать, чтобы местная шпана
оккупировала Ваше заведение, за этим нужно пристально следить, чтобы
обеспечить комфорт школьников и студентов. В центре города, конечно же,
этот фактор играет много меньшую роль, чем около МКАДа, но я помню, как в
центре Москвы в том же клубе «Netland» порой был такой «экшн» вечерами,
что ходить туда было как минимум неприятно. Во-вторых, охрана должны
быть настолько четкой, чтобы родители не переживали за своих чад и
спокойно разрешали им посещать данное место, будучи уверенными, что их
детям не продадут пиво, дадут по рукам, если они закурят, и никто по
голове не настучит. В-третьих, необходим пристальный контроль за
туалетами и прилегающей территорией, потому что тема наркотиков очень
распространена, а это не только отвратительно с моральной точки зрения,
но и вызовет отвращение у многих посетителей, если они поймут, чем
занимаются в туалете некоторые личности, не говоря уже о государственных
службах, которые за такие вещи очень покарают Ваше заведение.
Резюме
В итоге у нас получается аналог боулинг-клуба, только вместо дорожек
стоят компьютеры, при этом оборудование для боулинга стоит в разы дороже
и таких клубов много, а наше место будет достаточно оригинальным, при
этом в дневное время помимо бизнес-ланчей будет работать компьютерный
зал на школьников и студентов, которые также смогут перекусить. По
выходным приток будет гарантирован за счет чемпионатов. А если будет
танцпол, то тогда и вечером можно будет потусоваться. Основная задача
заключается в том, чтобы сделать компьютерную и ресторанную зоны
взаимодополняющими и самостоятельными.
Проработка бизнес плана займет какое-то время, потому что несколько пунктов для меня пока не до конца прозрачны.
Источник
__________________________________________________________________________________________________________
Рекомендовать: